В начало
 
  
Главная
  
 Музеи
 История
 Архитектура
  
 Гостиницы
 Рестораны
 Экскурсии
 Транспорт
 Информация
  
 Другие города

Интерактивная карта города с памятниками архитектуры и музеями Переславля

История Переславля-Залесского
Часть II. 2-я пол. XVII - XX века.

 

Часть I. XII - 1-я пол. XVII века.

 

    2-я пол. XVII - XIХ века. «Потешный» флот Петра I. Уездный и промышленный город.
    В 1688 году в Переславль приехал юный царь Петр. Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию. Строительство началось безотлагательно, в июле-августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Картина Д.Н.Кардовского "Парад Петровской флотилии на Плещеевом озере 21 августа 1692 года". История Переславля-ЗалесскогоКарштена Брандта, в устье Трубежа. К 1689 году почти вся флотилия, за исключением самого главного судна, была готова. Петр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. Однако флотилии не суждено было немедленно пуститься в плавание по озеру – Петр вынужден был уехать из Переславля в Москву, где происходили серьезные политические события. Вспомнил он о своем флоте только в 1691 году. За несколько месяцев близ села Веськова был выстроен целый городок: деревянный дворец, хозяйственные постройки и даже походная церковь. Возобновилось строительство судов – на этот раз уже крупных, в том числе был выстроен 30-пушечный фрегат «Марс», названный в честь античного бога войны. Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной – как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков. В 1693 году Петр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную».
    В 1722 году Петр I, приехав в Переславль, обнаружил свою «потешную» флотилию в плохом состоянии: корабли гнили, за ними никто не следил. Разгневанный Петр немедленно написал Указ воеводам переславским: «Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ». Флотилия простояла до 1783 года, когда практически полностью была уничтожена пожаром. Уцелел лишь один бот «Фортуна», Ботик Петра I. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1911г. История Переславля-Залесскогокоторый, как утверждает предание, строил сам Петр I. Этот бот был обнаружен в Переславле в простом лодочном сарае новым Владимирским губернатором Иваном Михайловичем Долгоруким во время его поездки по губернии. Увидев, что «время и люди уничтожают самые достопамятные трофеи», он решил построить под Переславлем музей первого петровского флота. Средства на постройку музея собирали дворяне Владимирской губернии. В 1803 году за одно лето был выстроен музей, в котором центральное место занял бот «Фортуна». Это был один из первых музеев в Российской империи.
    XVIII век стал для Переславля временем постепенного угасания былой славы. В 1759 году была разобрана ветхая деревянная крепость на городском валу – в ней больше не было необходимости. Четырежды в течение столетия город полностью выгорал и застраивался заново, преимущественно деревянными домами. Местные купцы к концу XVIII века не только сами обстроились в камне, но и заменили практически все деревянные храмы города каменными. Приезжие и даже церковные власти изумлялись обилию каменных церквей в городе со сравнительно небольшим населением. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы была учреждена Переславская епархия, для архиерейского дома был полностью перестроен Горицкий монастырь. Епархия просуществовала недолго – в 1764 году монастырь был закрыт и опустел. Только в конце XIX века его заняло Переславское духовное училище.
    В конце XVIII века Переславль получил, как и множество других уездных городов России, собственный герб с изображением двух сельдей – этот герб сохранился за городом и поныне.
    В это время в городе начался новый торговый и промышленный подъем, и за сравнительно короткое время Переславль стал крупнее губернского Владимира. Очень сильно способствовало этому выгодное местоположение города – на Беломорском торговом тракте, ведущем из Москвы на Архангельск. Не зря Переславль и сейчас сильно вытянут вдоль трассы.
    В 1848 году в Переславле состоялось торжественное открытие первой в России шоссейной дороги «Москва-Ярославль». Переславские купцы – Темерины, Куманины, Угримовы, Крестовниковы и другие – составляли себе огромные состояния. Правда, именно поэтому многие из них вскоре перебрались в Москву, где продолжали преуспевать (так, например, бывшие монастырские крестьяне Куманины уже в начале XIX века получили дворянство).
Вид Переславля в 1911 году. Фотография С.М.Прокудина-Горского. История Переславля-Залесского    Самым крупным предприятием Переславля в XIX веке была бумагопрядильная мануфактура Борисовского, поставленная на месте полотняной фабрики Куманиных. Примечательно, что уже в конце XIX века бессменный городской голова Петр Федорович Александров заставил владельцев фабрик, сильно загрязнявших отходами Трубеж и озеро, провести в городе водопровод, чтобы избавить жителей от некачественной, загрязненной воды. Этот водопровод Александрова действует в Переславле и в наши дни.
    XIX век стал для Переславля благоприятным временем – в городе бурно развивалась промышленность, практически все население было занято на фабриках. Благотворительность в городе поэтому также процветала: строились больницы, школы, приюты, были открыты несколько училищ и гимназий. Уровень жизни в городе был достаточно высоким, поэтому процветала и торговля в самом городе, рассчитанная на местных жителей.

    ХХ век.

    Начало ХХ века в Переславле ознаменовалось тем, что город был включен в программу торжеств, приуроченных к 300-летию Дома Романовых. Сюда приезжал и Николай II, и члены императорской семьи. Помимо празднований, в Переславль стекалось множество паломников, которых привлекали древние монастыри и святыни; помимо пяти монастырей в Переславле было 23 храма. Был заброшен и частично использовался под Духовное училище только Горицкий монастырь, остальные же процветали.
    В 1917 году советская власть установилась в Переславле практически без сопротивления, в начале 1918 года образовался Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Гражданская война город обошла стороной, хотя неподалеку, в Ярославле, были серьезные волнения.
    В 1919 году в Горицком монастыре открылся историко-художественный музей под руководством одного из виднейших исследователей истории и культуры Переславля, Михаила Ивановича Смирнова. Так получилось, что пребывавший в упадке до революции монастырь снова ожил, Афиша фильма «Александр Невский». История Переславля-Залесскогоа остальные храмы и монастыри ожидала тяжелая участь: монастыри были закрыты, в Никольском монастыре уничтожена большая часть зданий, снесены и 14 из 23 переславских храмов. В 1930-х годах был арестован и репрессирован М.И.Смирнов.
    Первая советская пятилетка принесла городу строительство новой большой фабрики кинопленки Союзкино №5. Оборудование поставляла французская компания «Симп», позднее договор с ней из-за задержки сроков был расторгнут, однако летом 1931 года переславская фабрика выпустила первые метры кинопленки. Волей судьбы М.И.Кошкин и танк Т-34, иллюстрация к статье ИД "Свободная пресса".  История Переславля-Залесскогофильм «Александр Невский» был снят именно на переславской кинопленке.
    В 1936 году Переславль, не одно столетие принадлежавший к Владимирской земле, перешел в Ярославскую область.
В годы Великой Отечественной войны на фронте погибло более двух третей воевавших жителей города и района; им на берегу Трубежа поставлен памятник-обелиск. Переславская земля дала фронту одно из мощнейших оружий – танк Т-34, детище конструктора М.И.Кошкина, уроженца переславского села Брынчаги.
Экспонаты музея узкоколейных железных дорог. История Переславля-Залесского    После войны было окончено строительство узкоколейной железнодорожной ветки, соединившей город с Северной железной дорогой. Это ускорило развитие городских предприятий, сильно помогло строительству, позволив подвозить быстрее и больше строительных материалов.
    С 1950-х годов возобновился интерес к переславской старине, к памятникам архитектуры и истории города. Начались реставрационные работы в храмах и монастырях, уцелевших после сноса, в 1960-1980-х годах благодаря усилиям архитектора-реставратора И.Б. Пуришева было восстановлено множество памятников.Панорама города с колокольни Горицкого монастыря. История Переславля-Залесского
    Сейчас практически все храмы и монастыри возвращены верующим, за исключением Горицкого монастыря, остающегося музеем. Город все больше развивается как культурный и туристический центр, один из основных пунктов Золотого кольца, в нем открыты необычные музеи – чайника, утюга, в 15 км от города действует уникальный музей паровозов, где можно прокатиться на настоящей дрезине. Красивый древний город, в котором органично соединились многие века истории, можно посещать не раз, и останавливаться в нем не на один день – и все равно в каждый приезд город открывает гостям что-то новое, приглашая приехать снова.
 

Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений)

Ваше имя Ваш e-mail   Тема сообщения 

Ваше сообщение